С чем носить платок на голове

(I и II четверти)

Глубокоуважаемые коллеги! Контрольные работы, каковые мы предлагаем вашему вниманию, созданы специально для учебно-методического набора по русскому языку, созданного в ходе проекта Начальная школа XXI века (научный руководитель – чл.-корр. РАО Н.Ф. Виноградова, авторы книжки по русскому языку – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова), но смогут быть использованы в классах, изучающих русский язык по другим книжкам и программам. С изюминками проведения контрольных работ и спецификой их оценивания вы имеете возможность познакомиться в газете Начальная школа № 8 /2003.

I четверть

Примерный календарно-тематический замысел проведения контрольных работ 1

Контрольные работы к урокам блока Как устроен наш язык

Контрольные работы к урокам блока Правописание

1. Текущая контрольная работа

Тема: фонетический анализ слова и разбор слова по составу (на материале уроков 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16).
Примерный срок проведения: 25–28 сентября.

2. Тест (вариант текущей контрольной работы )

Тема и срок проведения теста совпадают с темой и сроком проведения текущей контрольной работы.

3. Итоговая контрольная работа

Тема: простое предложение (виды предложений по цели высказывания, нераспространенные и распространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения. В итоговую контрольную работу входит материал с 1-го по 34-й урок.
Примерный срок проведения: 21–25 октября.

Тема: повторение орфограмм корня (на материале уроков 2, 4, 7, 9, 12, 14).
Примерный срок проведения: 21–25 сентября.

2. Тест (вариант текущего диктанта )

Тема и срок проведения теста совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

4. Итоговый диктант

Тема: орфограммы, изученные во 2-м классе.
В итоговый диктант входит материал с 1-го по 36-й урок. Примерный срок проведения: 28–31 октября.

Контрольные работы к урокам блока Как устроен наш язык

1. Текущая контрольная работа

1. Подели слова на слоги 2 .

Теремок, ягода, мельник, читать, стриж.

2. Выбери и запиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки.

Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, ребёнок.

3. Сделай фонетический разбор слова клоун.

4. Выпиши слова с однообразными приставками.

Хороший, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить.

5. Разбери по составу слово пылинка.

6 (дополнительное ). Отыщи в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове звонкие и жёсткие.

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

1. Подели слова на слоги.

Уважение, май, сосульки, змейка, лодочка.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два глухих согласных звука.

Место, плавучий, ускакать, альянс, обжигать, дочка, болтун, ребёнок, сауна, сияет.

3. Сделай фонетический разбор слова грязь.

4. Выпиши однокоренные слова.

Боль, поликлиника, больше, болеть, болт, больно, хворать.

5. Разбери по составу слово крикун.

6 (дополнительное ). Отыщи в тексте слово, в котором три слога, ударение падает на первый слог, в слове три звонких звука (два мягких и один жёсткий).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

1. Подели слова на слоги.

Смейся, йод, сказка, семья, воробьи.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Место, плавучий, альянс, обжигать, дочка, театр, лилия, ребёнок, сауна, океан.

3. Сделай фонетический разбор слова ружье.

4. Выпиши слова с однообразными по значению и звучанию суффиксами.

Летчик, ключик, переводчик, колокольчик, разведчик, клиент.

5. Разбери по составу слово безоблачный.

6 (дополнительное ). Отыщи в тексте слово, в котором два слога, ударение падает на второй слог, в слове четыре согласных звука (два звонких, два глухих).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

2. Тест 3

1. Отметь х все слова с ударным звуком [а].

1. поля
2. ссopa
3. песенка
4. белизна
5. добрая половина

2. Отметь х все слова, каковые неправильно поделены на слоги.

1. я-ма
2. гво-здь
3. ра-ке-та
4. ма-й-ка
5. ли-лия

3. Отметь х все слова, каковые начинаются с жёсткого непарного звука.

1. лапа
2. жаба
3. час
4. шар
5. щавель

4. Отметь х все слова, каковые заканчиваются на один и тот же звук.

1. гость
2. вес
3. грусть
4. гвоздь
5. целый

5. Отметь х все глухие согласные звуки.

6. Отметь х все гласные звуки.

7. Отметь х все слова, складывающиеся из трех слогов.

1. синички
2. портфель
3. майка
4. яблоня
5. пальто

8. Отметь х верную транскрипцию слова зреют.

9. Отметь х все слова, однокоренные слову угроза.

1. грозовой
2. грозный
3. угрожать
4. угрозы
5. угрожать

10. Отметь х все слова с приставкой на- .

1. насекомые
2. надумать
3. нарисовать
4. надломить
5. накрошить

11. Отметь х все слова с суффиксом -ок- .

1. теремок
2. урок
3. рынок
4. сынок
5. лесок

12. Отметь х все слова с нулевым окончанием.

1. зимний
2. радость
3. сторож
4. метро
5. голос

13. Отметь х слово, которое верно разобрано по составу.

14. Отметь х слова, соответствующие схеме: .

1. бантики
2. корзина
3. кленовый
4. заметка
5. малина

1. Отметь х все слова с ударным звуком [а].

1. дядя
2. тина
3. перемена
4. тишина
5. равнина

2. Отметь х все слова, каковые неправильно поделены на слоги.

1. о-сень
2. ча-й-ка
3. до-ждь
4. ма-ли-на
5. но-вая

3. Отметь х все слова, каковые начинаются с жёсткого непарного звука.

1. цифра
2. мышь
3. довольно часто
4. шарф
5. волос

4. Отметь х все слова, каковые заканчиваются на один и тот же звук.

1. грусть
2. холод
3. нос
4. хруст
5. воз

5. Отметь х все глухие согласные звуки.

С чем носить платок на голове

6. Отметь х все гласные звуки.

7. Отметь х все слова, складывающиеся из трех слогов.

1. малина
2. солнце
3. каюта
4. лейка
5. кольцо

8. Отметь х верную транскрипцию слова греют.

9. Отметь х все слова, однокоренные слову нос .

1. переносица
2. носить
3. носовой (платок)
4. носик
5. носы

10. Отметь х все слова с приставкой за- .

1. зарыть
2. запеть
3. заноза
4. заросли
5. замочек

11. Отметь х все слова с суффиксом -ик- .

1. шарик
2. крик
3. домик
4. ножик
5. барабанщик

12. Отметь х слова с нулевым окончанием.

1. медведь
2. гараж
3. теплый
4. пальто
5. холод

13. Отметь х слово, которое верно разобрано по составу.

14. Отметь х все слова, соответствующие схеме: .

1. забавный
2. подружка
3. запруда
4. тайная
5. рассада

3. Итоговая контрольная работа

1. Отыщи в тексте и запиши вопросительное невосклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Так как ничего съедобного около не видно. Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил по окончании продолжительной зимы!

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не имеет возможности.

1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую базу.

Шел я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь. 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.

5. Выпиши слова, в которых верно отмечена приставка.

6 (дополнительное ). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую базу.

Кусты, раздался, посвист, за, рябчик.

1. Отыщи в тексте и запиши побудительное восклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Так как ничего съедобного около не видно. Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил по окончании продолжительной зимы!

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не имеет возможности.

1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую базу в этом предложении.

С чем носить платок на голове

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь. 1-й звук в слове яма. 2-й звук в слове елка. 3-й звук в слове ножка.

5. Выпиши слова, в которых верно отмечен корень.

6 (дополнительное ). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую базу.

Приятель, по, Кавказ, путешествовать, долго.

1. Отыщи в тексте и запиши повествовательное восклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Так как ничего съедобного около не видно. Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил по окончании продолжительной зимы!

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не имеет возможности.

1. Вопросительное восклицательное.
2. Вопросительное побудительное.
3. Вопросительное восклицательное.

3. Выбери и запиши предложение, в котором сказуемое выражено не глаголом. Отметь грамматическую базу в этом предложении.

Через деревья проглядывала полоса неба.
Орел – гроза лесных птиц и зверьков.
Журавлиный крик я услышал еще в лесу.

4. Охарактеризуй 3-й звук в слове боец. 4-й звук в слове просьба , 3-й звук в слове съел. 4-й звук в слове ночь.

5. Запиши слова, в которых верно отмечен суффикс.

6 (дополнительное ). Из данных слов составь и запиши побудительное восклицательное нераспространенное предложение.

Коля, бежать, ко, быстро, я.

II. Контрольные работы к урокам блока Правописание

1. Диктант (текущий)

Поздняя осень. За редкими березками видна полоса звездного неба. В вышине плывет журавлиная свора.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Из-за чего он один? Из-за чего не летит со всеми?
Журавль с опаской смотрит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик. (49 слов )

1. Выпиши из текста 3–4 слова с контролируемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, выдели контролируемую гласную.

2. Среди данных слов отыщи и запиши лишь те, в которых на месте пропуска нужно писать букву т .

Счас. ливый, интерес. ный, облас. ной, ус. ный, небес. ный, ненас. ный, кошмар. ный, мес. ный, древес. ный, чес. ный.

1. Выпиши из текста 3–4 слова с контролируемой согласной в корне слова. Рядом запиши проверочные слова, отметь корень, выдели контролируемую согласную.

2. Среди данных слов отыщи и запиши лишь те, в которых на месте пропуска нужно писать букву о .

См. треть, повт. рить, з. нты, стр. на, сл. ненок, в. л. синка, гл. зок, нас. лить, ч. сы, под. рить, выл. вить.

2. Тест 4

1. Отметь х все слова, каковые неправильно поделены на слоги для переноса.

1. охот-ник
2. кра-йний
3. мел-ьник
4. ре-льс
5. вью-га

2. Отметь х все слова, каковые нельзя переносить.

1. змейка
2. въезд
3. рост
4. рамка
5. яма

3. Отметь х все слова, в которых пропущена буква и .

1. еж. к
2. с. рок
3. ш. ло
4. ж. рный
5. д. мок

4. Отметь х все слова, в которых пропущена буква а .

1. кл. кса
2. щ. вель
3. м. ч
4. крич. ть
5. ч. ша

5. Отметь х все слова, в которых пропущена буква о .

1. б. р. да
2. под. рит
3. д. ждливый
4. ч. совой
5. п. левой

6. Отметь х все слова, в которых безударную гласную в корне возможно проверить.

1. рисунок
2. травинка
3. ягода
4. садовник
5. ковер

7. Отметь х все слова, каковые являются проверочными к слову ле нтяй .

1. лениться
2. лента
3. ленимся
4. ленивый
5. лень

8. Отметь х все слова, каковые являются проверочными к слову низ кий .

1. низко
2. низенький
3. низок
4. внизу
5. низ

9. Отметь х все слова, в которых пропущена буква з .

1. сколь. кий
2. поло. ка
3. бли. кий
4. ска. ка
5. кра. ка

10. Отметь х слово, в котором допущена ошибка.

1. резкий
2. посадка
3. перевязка
4. замаска
5. тетрадка

11. Отметь х все слова, в которых пропущена буква т .

1. вкус. ный
2. влас. ный
3. опас. ный
4. корыс. ный
5. сладос. ный

12. Отметь х все слова, в которых на конце пишется буква д .

1. компо[т]
2. са[т]
3. комо[т]
4. кро[т]
5. горо[т]

13. Отметь х слово с ошибкой.

1. ненастье
2. грустный
3. окрестный
4. наезник
5. звездный

14. Отметь х все проверочные слова к слову мест ный .

1. мести
2. местность
3. место
4. месть
5. местечко

1. Отметь х все слова, каковые неправильно поделены на слоги для переноса.

1. за-йка
2. пти-ца
3. ва-льс
4. съем-ка
5. бол-ьно

2. Отметь х все слова, каковые нельзя переносить.

1. соль
2. тройка
3. бьют
4. мост
5. улица

3. Отметь х все слова, в которых пропущена буква а .

1. ч. ща
2. щ. вель
3. п. тый
4. ч. йник
5. м. гкий

4. Отметь х все слова, в которых пропущена буква и .

1. м. сль
2. ж. знь
3. п. шный
4. ш. ло
5. ж. раф

5. Отметь х все слова, в которых пропущена буква о .

1. к..л. сок
2. нав. днение
3. тр. винка
4. к. лечко
5. к. тить

6. Отметь х все слова, в которых безударную гласную в корне возможно проверить.

1. старуха
2. минута
3. дождливый
4. кормить
5. герой

7. Отметь х все проверочные слова к слову мо рской .

1. моряк
2. приморье
3. морячок
4. море
5. морс

8. Отметь х все проверочные слова к слову завяз ка .

1. вязка
2. связка
3. вязать
4. связывать
5. завязочки

9. Отметь х все слова, в которых пропущена буква д .

1. гря. ка
2. ме. кий
3. гла. кий
4. сла. кий
5. ша. кий

10. Отметь х слово, в котором допущена ошибка.

1. бумажка
2. гладкий
3. лехкий
4. повязка
5. присказка

11. Отметь х все слова, в которых пропущена буква д .

1. наез. ник
2. чес. ный
3. поз. ний
4. звез. ный
5. гряз. ный

12. Отметь х все слова, в которых на конце пишется буква к .

1. сапо[к]
2. гама[к]
3. песо[к]
4. дру[к]
5. подви[к]

13. Отметь х слово с ошибкой.

1. честный
2. страшный
3. небесный
4. извесный
5. сердце

14. Отметь х все проверочные слова к слову уст ный .

1. устно
2. усталость
3. утомиться
4. устье
5. уста

3. Списывание

Спиши текст. Во втором абзаце текста отметь корень в словах с орфограммой Контролируемые согласные в корне слова.

В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.
В развилине дерева повесили сушить мелкие грибки. В лесных кладовых запрятали вкусные орешки. В осеннюю пору переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых елок устроены у белок утепленные гнезда. Дно гнездышка укрыто мягким мхом.
Проворна и радостна умница белка. (53 слова )

Прочти текст. Отыщи три орфографические ошибки и спиши текст в исправленном виде.

На краю вырупки растет ветхая береза. Ее ствол оброс лишайником. С сучьев до самой земли свисают долгие юные ветви. Они делают березу весьма чюткой. Кругом ни ветерка, а береза качается и шумит.
И тонут в этом родном серцу шуме все обиды и горести.
Войди в данный шум – и ты станешь самым радостным! (53 слова )

4. Итоговый диктант

У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они обожали летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнездышки, охотничьи ружья.
Время от времени чижи ссорились . Бывало, взъерошат перья, раскроют клювы и шипят приятель на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь 5. (52 слова )

Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика:

1) слова с гласной а в приставке;
2) слова с гласной о в приставке. Отметь в словах приставки.

[ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]резать, [да]писать, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помнить.

-ветренный, -винить, -разрешить войти, -шумный, -нужный, -править, -смотреть, -пугать, -толковый, -гладить.

II четверть

Примерный календарно-тематический замысел проведения контрольных работ 6

1. Что же он ест?

2. Повествовательное вопросительное.

4. [в’] – согласный, мягкий парный ([в]), звонкий парный ([ф’]); буква вэ.
[п] – согласный, жёсткий парный ([п’]), глухой парный ([б]); буква бэ.
[а] – гласный, безударный; буква о ;
[у] – гласный, ударный; буква ю .

1. Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил по окончании продолжительной зимы!

2. Побудительное повествовательное.

4. [ф’] – согласный, мягкий парный ([ф]), звонкий парный ([в’]); буква вэ.
[й’] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква я .
[о’] – гласный, ударный; буква ё .
[ш] – согласный, жёсткий непарный; глухой парный ([ж]); буква жэ.

1. Так вот он чем лакомится!

2. Вопросительное побудительное.

4. [й’] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква е .
в один раз’] – согласный, мягкий парный ([з]); звонкий парный ([с’]); буква эс.
[э] – гласный, ударный; буква е .

В этом слове всего 3 звука.

II. Контрольные работы к урокам блока Правописание

1. Диктант (текущий)

Примечание. Мы привели полный перечень слов из текста диктанта с орфограммой Контролируемые безударные гласные в корне слова. Обучающиеся должны вписать 3–4 слова, входящих в данный перечень.

2. Радостный, областной, устный, ненастный, местный.

Примечание. Тут приведен полный перечень слов из диктанта с орфограммой Контролируемые согласные в корне слова. Обучающимся нужно отыскать и выписать 3–4 слова, входящих в данный перечень.

2. Наблюдать, повторить, зонты, слоненок, волосинка, насолить, выловить.

2. Тест

1. Пламя, о-гонь [аг н’].

[а] – гласный, безударный; буква о .
[г] – согласный, жёсткий парный ([г’]), звонкий парный ([к]); буква гэ.
[ ] – гласный, ударный; буква о .
[н’] – согласный, мягкий парный ([н]), звонкий непарный; буква эн.

Пламя – 4 звука, 5 букв.

[п’] – согласный, мягкий парный ([п]), глухой парный ([б’]); буква пэ.
[о] – гласный, ударный; буква а .
[т’] – согласный, мягкий парный ([т]), глухой парный ([д’]); буква тэ.

Пять – 3 звука, 4 буквы.

[с] – согласный, жёсткий парный ([с’]), глухой парный ([з]); буква эс.
[й’] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; [э] – гласный, ударный; буква е .
[с] – согласный, жёсткий парный ([с’]), глухой парный ([з]); буква эс.
[т] – согласный, жёсткий парный ([т’]), глухой парный ([д]); буква тэ.

Съест – 5 звуков, 5 букв.

6. По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова. и , и , и .

Цветы пахли не резко, а ласково. , а .

I. Контрольные работы к урокам блока Правописание

1. Диктант (текущий)