Кризис 30 лет возрастная психология

Возрастные кризисы особенные, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими трансформациями. Относятся к нормативным процессам, нужным для обычного поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и продолжительность этих периодов, и острота протекания зависят от личных изюминок, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов уверен в том, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы ненормальное, болезненное явление, итог неправильного воспитания. Другая часть психологов говорит, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К данной теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский разглядывает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах трансформации в детской психике смогут происходить медлительно и неспешно, а смогут быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и изменений в Личности р-ка. По длительности продолжительные. Незначительные, минимальные трансформации накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы продолжаются недолго, пара месяцев, при негативном стечении событий растягиваясь до года либо кроме того двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Большие сдвиги в развитии, ребенок резко изменяется во многих своих чертах. Развитие может принять сейчас катастрофический темперамент. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с трансформацией поведения, возникновением трудновоспитуемости. Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с родными. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, понижается успеваемость, время от времени появляются мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие получает негативный темперамент: распадается, исчезает то, что появилось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, так, отмирают.

Кризис 30 лет возрастная психология

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением в это же время, что он усвоил из системы взаимоотношений человек человек, и тем, что он усвоил из системы взаимоотношений человек предмет. Именно моменты, в то время, когда это расхождение принимает громаднейшую величину, и называются кризисами, по окончании которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но любая из сторон подготавливает развитие другой.

Кризис новорожденности. Связан с резким трансформацией условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 30 лет возрастная психология

Кризис 1 года. Связан с повышением возможностей ребенка и возникновением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Основное приобретение переходного периода необычная детская обращение, именуемая Л.С. Выготским автономной. Она существенно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом один из наиболее тяжёлых моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр ветхой системы социальных взаимоотношений, кризис выделения своего Я, по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пробует установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена Я сам, по Выготскому это новообразование внешнее Я сам. Ребенок пробует установить новые формы отношения с окружающими кризис социальных взаимоотношений.

Л.С. Выготский обрисовывает 7 черт кризиса 3 лет. Негативизм негативная реакция не на само воздействие, которое он отказывается делать, а на требование либо просьбу взрослого. Основной мотив действия сделать напротив.

Изменяется мотивация поведения ребенка. В 3 года он в первый раз делается способен поступать вопреки своему яркому жажде. По-ведение ребенка определяется не этим жаждой, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не вследствие того что ему этого весьма хочется, а вследствие того что он сам об этом сказал взрослым и требует, дабы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы взаимоотношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок желает все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но на протяжении кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности ведет к своеволию, она довольно часто неадекватна возможностям ребенка и приводит к дополнительным конфликтам со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы неизменно будут в состоянии войны со взрослыми. В этих обстоятельствах говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться насилие. В случае если в семье пара детей, вместо насилия в большинстве случаев появляется ревность: та же тенденция к власти тут выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, каковые не имеют практически никаких прав в семье, с позиций юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются ветхие правила поведения), отбросить либо кроме того сломать любимую игрушку, предложенную не своевременно (обесцениваются ветхие привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от родных взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок в первый раз может поступать вопреки своим жаждам.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, быть может сместиться к 6 либо 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции позиции школьника, связанной с исполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович это период рождения соц. Я ребенка. Изменение самосознания ведет к переоценке ценностей. Происходят глубокие трансформации в плане переживаний устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский именует обобщением переживаний. Цепь неудач либо удач (в учебе, в широком общении), любой раз приблизительно одинаково переживаемых ребенком, ведет к формированию устойчивого аффективного комплекса эмоции неполноценности, унижения, обиженного самолюбия либо эмоции собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика эмоций. Переживания покупают новый суть, между ними устанавливаются связи, делается вероятной борьба переживаний.

Это ведет к происхождению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся разделение внешней и внутренней жизни ребенка связана с трансформацией структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная база поступка звено между жаждой что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, разрешающий более либо менее адекватно оценить будущий поступок с позиций его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях делается серьёзной стороной внутренней жизни. Одновременно с этим она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Именно поэтому механизму теряется детская непосредственность; ребенок размышляет, перед тем как функционировать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пробует не показывать другим, что ему не хорошо.

Кризис 30 лет возрастная психология

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей в большинстве случаев становятся кривляние, манерность, неестественная натянутость поведения. Эти внешние особенности равно как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, в то время, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка половым созреванием. Активизация и сложное сотрудничество гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые показатели. Подростковый возраст время от времени именуют затянувшимся кризисом. В связи с стремительным развитием появляются трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон делается неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более большого уровня. Четко проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко увеличивается интерес к своей наружности. Формируется новый образ физического Я. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все недостатки наружности, действительные и мнимые.

На образ физического Я и самосознание в целом влияет темп полового созревания. Дети с поздним созреванием выясняются в наименее выгодном положении; акселерация формирует более удобные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости чувство себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Появляется страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и принимать во внимание взрослым. Отстаивая свои новые права, ребёнок ограждает многие сферы своей жизни от контроля своих родителей и довольно часто идет на конфликты с ними. Не считая рвения к эмансипации, ребёнку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в это время делается интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Появляются и броские, но в большинстве случаев сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Появляется точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. Сейчас ребенок выясняется на пороге настоящей взрослой жизни.

Большая часть 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие на поиски работы. Ценность образования громадное благо, но одновременно с этим достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто не легко переживает кризис 17 лет, свойственны разные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, настоящие успехи сейчас уже большой груз. К этому прибавляется ужас перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в высшее учебное заведение, у юношей перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный ужас смогут привести к происхождению невротических реакций, таких как увеличение температуры перед выпускными либо вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита либо другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми приводят к значительной напряжЁнности. Новая жизненная обстановка требует адаптации к ней. Оказывают помощь адаптироваться по большей части два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. Сейчас складывается система устойчивых взоров на мир и свое место в нем мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода делается самоопределение, опытное и личностное.

Кризис 30 лет. Примерно в возрасте 30 лет, время от времени пара позднее, большая часть людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в трансформации представлений о своей жизни, время от времени в полной потере интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях кроме того в разрушении прошлого образа жизни.

Кризис 30 лет появляется благодаря нереализованности жизненного плана. В случае если же наряду с этим происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной Личности, то речь заходит о том, что жизненный план по большому счету оказался неверным. В случае если же жизненный путь выбран правильно, то привязанность к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, напротив, развивает его Личность.

Кризис 30 лет часто именуют кризисом смысла жизни. Как раз с этим периодом в большинстве случаев связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и целый кризис в целом, знаменуют переход от юности к зрелости.

Кризис 30 лет возрастная психология

Неприятность смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального смысла жизни появляется тогда, в то время, когда цель не соответствует мотиву, в то время, когда ее достижение не ведет к достижению предмета потребности, т.е. в то время, когда цель была поставлена неверно. В случае если речь заходит о смысле жизни, то ошибочной оказалась неспециализированная жизненная цель, т.е. жизненный план.

У части людей в зрелом возрасте не редкость еще один, внеплановый кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а появляющийся в данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, в то время, когда кризис 30 лет не стал причиной должному решению экзистенциальных неприятностей.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными замыслами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны сотрудников по работе: время, в то время, когда возможно было принимать во внимание подающим надежды, перспективным, проходит, и человек ощущает необходимость оплаты векселей.

Кроме неприятностей, связанных с работой, кризис 40 лет часто вызывается и обострением домашних взаимоотношений. Утрата некоторых родных людей, потеря крайне важной общей стороны жизни супругов яркого участия в жизни детей, ежедневной заботы о них содействует окончательному осознанию характера супружеских взаимоотношений. И в случае если не считая детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

Кризис 30 лет возрастная психология

В случае происхождения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный план, производить во многом новую Я-концепцию. С этим кризисом смогут быть связаны важные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. В первую очередь очень плохо отражается нарушение привычного режима и уклада жизни, часто сочетающееся с ярким ощущением разногласия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек выясняется как бы выкинутым на обочину текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Понижение своего социального статуса, утрата сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма время от времени приводят к резкому ухудшению неспециализированного физического и психического состояния, а в отдельных случаях кроме того к относительно стремительной смерти.

Кризис ухода на пенсию довольно часто усугубляется тем, что приблизительно сейчас вырастает и начинает жить независимой жизнью второе поколение внуки, что особенно болезненно отражается на дамах, посвятивших себя по большей части семье.

С уходом на пенсию, часто совпадающим с ускорением биологического старения, довольно часто связано ухудшение материального положения, время от времени более уединенный образ жизни. Помимо этого, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), потерей некоторых родных друзей.