Когда проверить тест на беременность

О характере сновидений

Душевная жизнь человека не заканчивается и во сне. Да она и не имеет возможности закончиться, потому, что душа бессмертна. Лишь во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо простого сознания появляется так именуемое подсознание. Что жизнь души ни при каких обстоятельствах не заканчивается, доказывается снами. Необходимо заметить, что в течение сна нет момента, в то время, когда человек не видел бы внутренним взглядом каких-либо образов и не переживал бы тех либо иных мысленных ощущений.

Кто желает проверить это, пускай поставит себе целью в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не заканчивается душевная жизнь, лишь она получает другие формы. Сонная жизнь души необычна: так воспринятые нами слова во сне это не слова, а мысли, каковые приходят к нам откуда-то.

Чем возможно растолковать нелепость снов и нужно ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том грезит либо философствует она и во сне: проводит целый сутки в заботах о делах человеческих, об них же нервничает она и в снах; в случае если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и на протяжении сна она входит в них же и умудряется видениями. О том же так пишет и глубочайший психолог о. Александр Ельчанинов:

Во сне, в то время, когда меркнет наше обычное сознание, исчезает контроль над собой; в то время, когда мы в полной мере искренни и ничего не стыдимся тогда всплывают из глубин подсознательные первичные базы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Обычные для наших снов образы, видения и душевные состояния имеется самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Само собой разумеется, тут необходимо различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения по окончании долгих церковных работ), и просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, к примеру, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке темперамент и сущность наших сновидений смогут большое количество оказать помощь в познании себя и на очень многое в себе открыть глаза.
Так, сны в известной степени смогут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем подметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением подмечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что только при совершенном очищении сердца и сновидения будут неизменно чистыми и яркими.

Итак, темперамент снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
В случае если человек не живет Всевышним и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, тревоги и суеты. В противном случае говоря, он находится во власти либо под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать не добрый дух с человеком и во сне. Тут ему еще легче владеть душой, по причине того, что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, не добрый дух заставляет ее волноваться нелепые, время от времени нечистые положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, каковые допускала душа наяву.

Вот из-за чего св. отцы в качестве неспециализированного правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более говорить их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся постоянно удержать в себе Духа Святого Божия.

В то время, когда ап. Петр сказал свою первую общенародную проповедь о Христе в сутки сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши снами вразумляемы будут (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Исходя из этого Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к подлинным видениям и Божественным откровениям.

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) зрения и 3) откровения.
Простые сны бывают у людей обычных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах большое количество нечистого и обманчивого. Эти сны нужно презирать.
Вот как говорит епископ Иоанн про сны невозрожденного внешнего человека:
Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Данной же суетностью (время от времени и большей) заполняется явь людей Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих жажд, настроений, проектов и мыслительных комбинаций.
Зрения бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь отправляет сны чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
Откровения бывают людям идеальным, выполненным Св. Духа, каковые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

Наряду с этим необходимо заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш простой сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим эмоциям и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 сон мой удирал от глаз моих).
В то время, когда же он и уснет мало, сон его не редкость как у иного бодрствование; потому что пламя сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: Просвети очи мои, да не усну я сном смертным (Пс. 12, 4). Кто достиг таковой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; таковой человек не упояется чувственным сном, а лишь пользуется естественным.

Для нас же, находящихся в значительной степени еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов не придавать значения простым снам. Но потому, что, по милости Божией, мы довольно часто видим и ощущаем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами направляться, возможно, задумываться и попытаться их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии либо слабости; не желает ли Он в чем-либо вразумить меня либо предостеречь от чего-либо?

Само собой разумеется, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Только духовному отцу либо старцу, либо умелому в духовной жизни лицу, возможно говорить сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особенное значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа Египетский фараон, а у пророка Даниила царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах являются ли они благодатными либо от лукавого, так и в отношении по большому счету всех сверхъестественных явлений, у иноков Ветхого Афона имеется правило: Не принимай и не отвергай.
Это умное правило выручает человека от гордости и превозношения, в случае если такие явления он будет приписывать благодати; и спасет и от хулы на благодать, в случае если вправду имело место проявление благодати.

Возможно ли верить снам

Вы задаёте вопросы, возможно ли верить снам? Лучше не верить, по причине того, что враг и наяву большое количество пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще эргономичнее. В случае если какие конкретно сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство молитва и приведение на память хороших событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Плохие мысли в тот же час начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то глубокоуважаемый братиею. К несчастию, он постоянно верил всякого рода снам. Дух-искуситель очень радуется, в то время, когда в человеке определит не сильный сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок по окончании обычных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сперва безвредные, дабы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, любой сон оправдывался событием наяву. Наконец, заметив, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в страшной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ иудейский, и Всевышний Папа, показывая на них перстом, говорит: Се чада Мои!. Старец от кошмара пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Всевышний какое количество долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он отправил на него заболевание столь лютую, что сгнили кроме того кости его; отступник в страшных мучениях умер свой (Прол., февр. 26 дня).

Свт. Феофан Затворник

Как христианин должен относиться к снам?

Еще языческие мудрецы различно делали выводы о снах. Один языческий мудрец (Протагор) сказал: Любой сон имеет свое значение, свой суть, и для людской жизни полезно обращать на сны внимание. Другой же языческий мудрец (Ксенофан) растолковывал, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины необходимо искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых говорим не на все сны надобно обращать внимание. Сам Всевышний увещевает людей чрез Моисея не гадать по снам (Лев. 19, 26). Безрассудные люди, говорит Сирах, обманывают самих себя пустыми и фальшивыми надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень либо гоняющемуся за ветром; сновидения совсем то же, что отображение лица в зеркале (34, 1-3). Большинство снов сущность лишь естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он очень сильно заинтересован, чего он страстно хочет либо не хочет, это и снится ему. Св. Григорий говорит об одном человеке, который легкомысленно верил снам и которому во сне обещалась продолжительная жизнь. Он собрал большое количество денег, дабы иметь чем благополучно прожить продолжительную жизнь свою, но внезапно заболел и скоро погиб и так не имел возможности сделать никакого потребления из своего богатства, и одновременно с этим не имел возможности взять с собою в вечность никаких хороших дел. Следовательно, имеется большое количество снов пустых и обманчивых, каковые ничего не означают и на каковые не нужно обращать внимания.

Но, во-вторых, имеется и такие сны, каковые имеют значение для нас и на каковые нужно обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Данный сон точно исполнился: по окончании некоторого времени Иосиф, реализованный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет папа и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на данный сон и не сделал громадных запасов хлеба в удачные года для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: обитатели Египта, и папа и братья Иосифовы, погибли бы голодною смертию.

И многие из людей, а возможно, и из находящихся среди нас, имеют обстоятельство раскаиваться в том, что не обратили внимания на кое-какие сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный парень, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, заметил в один раз во сне своего отца, который строго повелевал ему покинуть беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, в соответствии с изречению Иисуса Христа: Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых, парень не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он опять видит такой же сон: ему опять снится папа, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то сутки его застигнет смерть. и он предстанет на суд Божий. парень поведал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но кроме того как бы желал посмеяться над угрозою, взятой во сне. Как раз: на тот сутки, в который во сне папа угрожал сыну смертию, он назначил громадную пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает неожиданно инсульт , и он чрез пара мин. умирает! Из приведенных тут рассказов мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: имеется сны, каковые вправду исполняются в жизни.

Пара советов о том, как необходимо относиться к снам
1) В случае если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, показывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
Всевышний говорит в один раз, и, в случае если того не увидят, в другой раз: во сне, в ночном видении, в то время, когда сон находит на людей, на протяжении дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, дабы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, дабы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения клинком (Иов. 33, 14-18).
В то время, когда заметишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что данный сон подлинен и от Всевышнего; но попытайся от святых взять истолкование значения его и не верь своему помыслу (Руковод. к дух. жизни Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) В случае если же вы не уверены либо не имеете разумной обстоятельства думать, что сон происходит от Всевышнего, в особенности в случае если сон касается не серьёзных, равнодушных предметов, тогда нет необходимости обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осмотрительны, чтобы, обращая внимание на любой сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) В случае если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он имеется следствие нашего сломанного, расстроенного воображения, нашей фантазии, либо же он происходит от того, от кого да сохранит нас Всевышний Своею благодатию, т.е. от диавола.

Когда проверить тест на беременность

Свящ. Григорий Дьяченко

О недоверии снам

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; кроме этого и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По данной причине нужно сделать тут определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Когда проверить тест на беременность

На протяжении сна человеческого состояние дремлющего человека устроено Всевышним так, что целый человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек на протяжении его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. На протяжении сна любая деятельность, сопряженная с большим трудом и создаваемая произвольно под управлением разума и воли, заканчивается: пребывает та деятельность, которая нужна для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых характерным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает необычным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Время от времени сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а время от времени оно не редкость результатом нравственного настроения. Так сновидение, само по себе, не имеет возможности и не должно иметь никакого значения. Смешно же и в полной мере нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности либо будущности других либо какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой обстоятельства?

Демоны, имея доступ к душам нашим на протяжении бодрствования нашего, имеют его и на протяжении сна. И на протяжении сна они соблазняют нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Кроме этого, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие неизменно сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взор на нас самих фальшивым, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и нужно. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, кроме того в виде Богоматери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота имеется совместно и погибельная пропасть. Нам нужно знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, не считая составляемых бредом души и наветом демонов. Как на протяжении состояния бодрости неизменно и без конца появляются в нас помыслы и мечтания из падшего естества либо приносятся демонами, так и на протяжении сна мы видим лишь грезы по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше на протяжении бодрствования нашего складывается из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием лишь эти помыслы появляются в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, очень редко, при крайней потребности, воображают нам Ангелы Божий либо смерть нашу, либо адскую муку, либо грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются очень редко подвижнику либо кроме того и явному и лютому безбожнику по особому неизвестному смотрению Божию; даются очень редко не по скупости к нам Божественной благодати нет! По той причине, что все случающееся с нами вне неспециализированного порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько нужное для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой содержится спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так очень сильно, так детально, что содействие спасению человеков нарушением неспециализированного порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. В то время, когда же просивший возразил: ни. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, то взял в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт продемонстрировал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Ужасного суда и других загробных кошмаров, были потрясены видением на краткое время, позже рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь легкомысленную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся шепетильно в законе Божием, неспешно пришли в ужас Божий, достигли духовного преуспеяния и в эйфории, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих снах нижеследующим образом: В то время, когда мы, покинув для Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Всевышнему странничеству, тогда бесы, мстя за это, покушаются раздражать нас снами, воображая нам родственников наших либо рыдающими, либо умирающими, либо держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в снах пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, дабы мы по выполнении видений пришли в удивление и, как уже родные к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, каковые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, каковые уничижают его, он постоянно бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в другом случае и чародеи имели возможность бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя довольно часто образ мучеников и в снах показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе показателем прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, сущность смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. В случае если начнем покоряться бесам в снах, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий снам в полной мере неискусен, а неверующий никакому сну истинно любомудр. Доверяй лишь тем снам, каковые возвещают тебе муку и суд, в случае если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му). Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими снами. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали воображать ему сновидения, каковые по злохитрости бесовской сбывались в действительности. В то время, когда инок утвердился в доверенности к своим снам и к себе, то диавол представил ему в прекрасном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. Наряду с этим демон очевидно, в образе ангела либо какого именно ветхозаветного праведника дал совет иноку принять иудейство для получения возможности учавствовать в блаженстве иудеев, что инок без мельчайшего промедления и выполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько легкомысленно внимать, тем более доверять снам, и какой ужасный вред может появиться от доверия к ним. От внимания к снам обязательно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Когда проверить тест на беременность

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совсем иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного Святый Дух. На них же осияла Божественного Духа благодать, сказал преподобный Макарий Великий, и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа имеется (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся на протяжении сна вне управления разумом и волею людскими, действующие в других человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Всевышнего-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф. гл. 1 и 2). Сновидения, отправляемые Всевышним, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение ясно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит значительно больше половины жизни. Сон образ смерти, пробуждение воскресения. Уснул, успокоился, говорят об погибшем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной смерти, уходе из жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пробует расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать только о некоторых происходящих на протяжении сна физиологических трансформациях либо химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения религиозный опыт различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные или некоей неспокойной, плохой духовной силой, или умиротворяющей душу. Имеется устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас либо плохо возбуждающие. И имеется сны утешающие, что-то предвозвещающие с неба, от Всевышнего, от ярких сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них много раз говорит Библия; эти сны чудесно дают предупреждение человека, воодушевляют, просвещают, поучают и утешают. Действительность их совсем бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за пара столетий до Рождества о таких пророческих снах: и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих ярких снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, будучи праведен и не хотя огласить обручейной ему Марии, желал тайно отпустить Её. И вот, когда он помыслил это (небу открыты наши мысли), Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не опасайся принять Марию, жену твою, потому что появившееся в Ней имеется от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; потому что Он спасет людей Своих от грехов их Потом Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих броских откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об крайне важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. В то время, когда отправленные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр около шестого часа, взойдя на верх дома помолиться, видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы громадное полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные Из этого (и из предстоящего) апостол Петр ясно осознал, что язычники-римляне, его искавшие, были отправлены к нему от Всевышнего, и он принял их без сомнения. По окончании беседы с отправленными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: Истинно познаю, что Всевышний нелицеприятен, но во всяком народе опасающийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Тут открылась очень ответственная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им нужно идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может встать над своей первичной физической и психической действительностью к действительности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, размещённой в Париже, узнаваемый ученый, хирург, епископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий говорит, как по окончании призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он информирует: Все священники этого города, блиставшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был исходя из этого выполнять с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот в один раз, в то время, когда я вошел в зал, дабы начать Литургию, я заметил стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел а также не поклонился мне. Вот из-за чего это с ним произошло: православные люди города Красноярска, не желавшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и отправили в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неизвестная сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он поведал, из-за чего так остолбенел, заметив меня: десять лет тому назад, в то время, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неизвестный ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Заметив меня, он определил этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, в то время, когда я был лишь хирургом Переславль-Залесской поликлиники, я уже числился архиереем у Всевышнего.

Таких примеров личных откровений человеку во сне возможно было бы привести большое количество. Врач медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, создатель книги Медицина и Личность, говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах только пульсирование инстинкта и выражение подавленного жажды. Для школы Мэдера, напротив, сон есть выражением состояния живой личности того, кто видит сны. Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих бессчётных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к подлинному пониманию образа души. Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взоры фрейдистов нам кажутся односторонними, говорит Турнье. Любой сон возможно разглядывать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга. Врач Турнье приводит таковой пример: Кое-какие машины движутся мотором чрез посредство передних колес, другие колес задних. Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это имеется движение задних колес нашей души; а духовные рвения, появляющиеся по теории Карла Юнга, это движение людской души при помощи передних колес.

Душа человека есть тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса в один момент, душой приводятся в движение и низшие инстинкты, увиденные Фрейдом, и высшие силы духа, на каковые показывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку верховный нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

Епископ Иоанн (Шаховской)