Конгруэнтность в психологии

Термин конгруэнтность (неконгруэнтность) кроме этого определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между принимаемым Я и актуальным опытом переживаний. В случае если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие переживания организма (организм в этом случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), в случае если человек допускает в сознание разные виды своего опыта, в случае если поймёт себя тем, кто он имеется в опыте, если он открыт опыту, то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение — конструктивным, а сам человек есть зрелым, адаптированным и способным к полному функционированию. Неконгруэнтность между Я-кон- цепцией и организмом, несоответствие либо несоответствие между представлением и опытом о себе вызывает ощуще-. ние угрозы и тревогу, благодаря чего опыт искажается по механизмам защиты, что, со своей стороны, ведет к ограничению возможностей человека. В этом смысле по-нятие открытость опыту противоположно понятию за-щита. Во-вторых, термин конгруэнтность относится к соответствию между субъективной действительностью человека и внешней действительностью. И наконец, в-третьих, конгруэнт-ность либо неконгруэнтность — это степень соответствия между Я-настоящим и Я-совершенным.

Конгруэнтность в психологии

Определенное расхо-ждение между настоящим и совершенным образами Я играется позитивную роль, поскольку формирует возможность развития людской личности и самосовершенствования. Но чрезмерное повышение дистанции воображает для Я угрозу, ведет к выраженному эмоции неудов- летворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.
Так, в рамках гуманистического подхода в качестве основной людской потребности, в качестве детерминанты поведения и развития людской личности рассматриваются потребность в самоактуализации, рвение к формированию и осуществлению своих потенци-альных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Серьёзным условием для успешной реа-лизации данной потребности выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего подлинные пере-живания и потребности, свойства и рвения человека. Такая Я-концепция формируется в ходе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему содействуют определенные условия воспитания и социализации индивида.