Самооценка личности тест

В ходе своей жизнедеятельности человек как социальное существо неизменно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, каковые занимают серьёзное место в его жизни, так и от общества в целом. На базе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает значительное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека кроме этого есть наиболее значимым компонентом Я-концепции личности, а правильнее его оценочной стороной. Я-концепция есть ядром личности и основывается на знаниях, каковые были взяты в течение жизни человеком о себе и под ярким действием его самооценки.

Самооценка (либо же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль наиболее значимого регулятора поведения и действий человека. Как раз от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и как удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка воздействует на все сферы жизнедеятельности человека, и на его жизненную позицию (она оказывает действие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим удачам либо же неудачам и т.д.). Исходя из этого самооценка не только отражается на эффективности и успехе деятельности человека сейчас, но и определяет целый последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как наиболее значимый компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека значительно чаще понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, и места в социуме.

Не смотря на то, что самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, и системы взаимоотношений и ценностей, она в также время есть достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая наряду с этим темперамент самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя либо же отвержение. Самооценка делает множество функций, среди которых особенную роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые важные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики Я. У. Джеймс думал, что самооценка человека возможно следующего рода:

  • самодовольство. которое находит свое проявление в гордости, гордости, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство. проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека кроме этого интересовали и многих отечественных психологов. Так, к примеру, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, прежде всего стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В базе самооценке, согласно точки зрения психолога, лежат ценности (каковые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Узнаваемая в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, согласно ее точке зрения, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – условие , которое снабжает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии знают некое рвение человека к достижению цели, которая по его же точке зрения характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Так, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, каковые человек выбирает для себя, а формируются они прежде всего благодаря влиянию прошлых удач либо же неудачей в деятельности. Как раз исходя из этого, удачи в прошедшей деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных либо же неуспешных) содействуют росту уровню притязания и соответственно приводят к повышению самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки возможно условно объединить в три основные группы в соответствии с аспекту либо функции, которой отдавался приоритет (они обрисованы в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Самооценка личности тест

Группы по критерию (аспекту либо функции)

1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки)

Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, правильнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к Я). В ней видели прежде всего чувство одобрения и самопринятия либо же неодобрения и самонепринятия. Время от времени наблюдалась отождествление понятий самооценка и самоотношение. Основные главные эмоции, каковые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и эмоции компетентности.

М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.

2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки)

Главный акцент делается на взаимосвязи между разными уровнями Я. Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошедший опыт человека и структурирующего взятую данные о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Кроме этого самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между строением самооценки и особенностями человека с его поведением.

У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,

3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки)

Под самооценкой знают определенный уровень либо же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе.

И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Самооценка личности тест

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека разрешает ученым выделять главные моменты, каковые оказывают помощь в понимании сути данной психологической категории. направляться выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов Я-концепции личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в базе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка кроме этого есть механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как следствие;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека делает множество разных функций, в частности: регулятивную, предохранительную, развивающую, прогностическую и др. каковые более детально обрисованы в таблице.

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, в частности свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и другое. Увеличение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особенное значение имеет наличие успешного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, и временная черта самой самооценки. Так самооценка возможно устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, другими словами изменяющейся в зависимости от внешних действий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они кроме этого воздействуют на формирование самооценки), каковые смогут иметь разный уровень – низкий, средний и большой.

Помимо этого, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование воздействуют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, неспециализированная направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и само собой разумеется социум, а правильнее вывод и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, в частности:

  • в зависимости от уровня (либо величине) самооценки она возможно высокой, средней либо низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от изюминок строения самооценки она не редкость конфликтной и бесконфликтной (возможно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она возможно устойчивой и неустойчивой.

Не считая перечисленных еще выделяют неспециализированную самооценку (либо же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений либо же порицание своих действий, поступков и качеств, и личную самооценку (она относиться лишь к определенным внешним чертам либо качествам личности).

Самооценка личности тест

Значительно чаще в психологической литературе видится разделение самооценки на заниженную, среднюю (либо адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под действием оценок со стороны, каковые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это тождественный, при котором человек оценивает верно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки неизменно объективно оценивает и свои удачи, и свои неудачи, исходя из этого старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается прекрасных результатов.

Нужно отметит, что в психологии кроме этого употребляется словосочетание оптимальная самооценка, к которой большая часть психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • большой уровень самооценки.

Все остальные уровни, каковые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка показывает на человека, который недооценивает себя и не не сомневается в собственных силах. Значительно чаще люди с таковой самооценкой не берутся затевать новое для себя дело, не обожают находиться в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что не редкость два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, в то время, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и большой уровень притязаний (имеет еще одно наименование – эффект неадекватности, который может сказать о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка показывает, что человек обычно переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются разные необоснованные претензии к окружающим людям и появившимся обстановкам. Люди с завышенной самооценкой не могут строить конструктивные взаимоотношения с окружающими, исходя из этого довольно часто содействуют разрушению межличностных контактов.

Самооценка личности тест

Знать уровень самооценки человеку нужно, поскольку это окажет помощь ему при необходимости направить свои силы на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество разных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое громадное действие на данный процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители смогут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, неизменно подчеркивать его безалаберность и безответственность (к примеру, сказать ребенку не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь и т.п.). Либо же напротив, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, в случае если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (к примеру, говоря, что ребенок ни в чем ни при каких обстоятельствах не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под действием многих факторов, в частности:

  • влияние своих родителей, их оценка и персональный пример;
  • СМИ, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а после этого средние, средние особые и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается действию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Как раз тут, под действием оценки учителя, его одобрения либо же непринятия и начинает деятельно формироваться самооценка ребенка.

Важное действие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, и рвение завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, каковые в последствие повлияют на уровень самооценки ребёнка нужно отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут направляться отыскать в памяти представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который сказал, что самооценка личности постоянно формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Ключевая роль в ходе формирования самооценки личности кроме этого отводиться сопоставлению образов Я, в частности Я-настоящего (кто я имеется в действительности) с Я-совершенным (каким я желаю быть). Кроме этого не следует преуменьшать и влияние общения с окружающими, поскольку как раз в ходе межличностного сотрудничества человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не есть величиной постоянной, поскольку она динамична и изменяется под действием разных факторов, жизненных событий и условий окружающей действительности.