Самые популярные психологические тесты

Популярные психологические тесты

ВВЕДЕНИЕ

Вы ни при каких обстоятельствах не задавались вопросом, какую роль в вашей жизни играются тесты? Если судить по тому, что они появляются в каждом развлекательном журнале, люди интересуются тем, что в них написано. Но любой из нас относится к ним по различному. Для одних это развлечение – не большее, чем простое разгадывание сканвордов. В таких случаях мы в большинстве случаев берем в руки тесты, дабы как то провести время перед каким нибудь мероприятием. Другие – избавиться от скуки.

Но для многих людей психологические тесты – это метод распознать свои способности, преимущества и недостатки. Посредством психологии мы стремимся разгадать то, что в реальности в большинстве случаев недоступно.

Люди по различному относятся к тестированию. Возможно, на данный момент мало среди нас таких, кому не приходилось соприкасаться с ними на работе, в учебе либо в связи с личной заинтересованностью. Мнения по поводу полезности тестов также неоднозначны. Для одних тестирование – это красивый метод распознать те либо иные качества человека. Другие же уверены в том, что тесты ничего не решают и мало что от них зависит.

Самые популярные психологические тесты

В Германии пара лет назад кроме того было создано общество взаимопомощи жертв тестирования. В будущем оно разделилось на два противоположных лагеря. Согласно точки зрения одних, тесты не могут служить показателями свойств человека, они ничего не решают и не определяют. Существует и другая точка зрения, высказываемая представителями другого лагеря. Согласно их точке зрения, лишь тесты с предельной точностью способны выяснить ваши склонности, предпочтения, рвения, и распознать присущие человеку преимущества и недостатки. Представители этого лагеря целиком и полностью убеждены, что тесты приносят человеку огромную пользу, разрешают понять себя и своих эмоциях. Но, считают они, тесты грубо вмешиваются в личную жизнь людей, раскрывая то, что должно быть запрятано от посторонних глаз.

Что-то среднее внес предложение обитатель Австралии, психолог по образованию, Брайан Костелло. Он твердо уверен, что тесты в первую очередь способны оказать помощь человеку в выборе профессии, разрешении домашних распрей, в выходе из кризисной ситуации. Тестам под силу научить человека избегать распрей, и отыскать пути их разрешения. Психолог полностью не сомневается в том, что тесты оказывают помощь добиваться удач во всех начинаниях.

В случае если раньше тесты были нам фактически малоизвестны, то сейчас их начинают применять везде. В последнее время систему тестирования ввели кроме того в некоторых школах, где будущему школьнику предлагается пройти ряд тестов, дабы распознать его склонности и творческие способности. Все это необходимо, дабы в будущем ходе обучения направить его в то либо иное русло. К тому же тесты способны распознать и уровень интеллектуальных свойств ребенка, и тут обращают внимание на самостоятельность мышления и ответственность.

Тесты появились недавно, лишь в XIX в. Сперва они были созданы для обнаружения разного рода психических болезней. В это время к созданию тестов эксперты подошли в полной мере осознанно и без шуток. И все же первые попытки постичь тайны разума были предприняты весьма в далеком прошлом, еще 3 тыс. лет назад в Китае. Как сказано выше, сперва тесты использовались только в медицинских целях, но неспешно традицию медиков стали перенимать и педагоги. Так что система тестирования начала распространяться на школы и университеты. Широкую популярность они взяли в американской армии на протяжении Первой Мировой.

Посредством тестов было распознано, что дамы, если сравнивать с мужчинами, более внимательны и менее подвержены утомлению, исходя из этого им в полной мере подходят виды профессий, традиционно считавшихся мужскими.

В последнее время достаточно большие компании и предприятия все чаще и чаще прибегают к тестированию, дабы отфильтровать поток соискателей, который с каждым днем делается лишь больше. Считается, что посредством тестов возможно выбрать того человека, который в громаднейшей степени способен занять предлагаемую должность.

По большому счету тесты возможно поделить на пара видов: опытные, личностные и тесты на уровень интеллекта. Они смогут быть различного рода, к примеру, в виде картинок. Но все таки значительно чаще употребляются тесты с вопросами. Что касается личностных тестов, то они, в большинстве случаев, носят тематический характер, к примеру, определяющие темперамент человека, его целеустремленность и т. д.

Наша книга ставит своей целью оказать помощь вам не только раскрыть свои способности, но и преодолеть трудности в повседневной жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тайна людской личности занимала умы многих ученых (да и не только их) много лет. Возможно, сколько живет на свете человек, столько он пробует понять себя самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на бессчётные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука – психология. Явления, изучаемые в психологии, по настоящему сложны и неповторимы. Кроме этого, они труднодоступны для изучения. Как раз вследствие этого удачи в психологии в течении ее продолжительной и тяжёлой истории напрямую зависели от совершенства используемых способов изучения.

В психологии сведены в единую систему способы разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории – все они нашли себе использование. Благодаря применению способов естественных и правильных наук психология во второй половине XIX в. приобрела статус независимой науки и начала деятельно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и использоваться разные технические устройства и устройства для экспериментальных научных изучений. В начале ХХ в. к ним присоединились электрические устройства, в конце – радио. видеоаппаратура, персональные компьютеры.

В настоящее время в психологии деятельно используют способы математической статистики и матанализа. Но не обращая внимания на математизацию и компьютеризацию процесса изучения личности, многие способы естественных и правильных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии либо антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае классические способы сбора научной информации не потеряли актуальности . К ним относятся различные способы, в т. ч. и самые узнаваемые способы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и другие.

Что касается наблюдения и самонаблюдения, то лишь эти способы разрешают уловить очень многое из того, что происходит с тем либо иным человеком, то, что есть недоступным для самых чувствительных устройств и неописуемо с позиций математических формул. Самонаблюдение довольно часто используется в тех случаях, в то время, когда исследуемое лицо желает взять сведения об ощущениях либо эмоциональных переживаниях не от бездушных устройств и других новомодных чудес техники. Но наблюдение и особенно самонаблюдение практически в любое время нуждаются в дополнительной проверке на достоверность и надежность. Время от времени, в тех случаях, в то время, когда это быть может, данные, полученные в следствии наблюдения либо самонаблюдения, нужно контролировать при помощи других, более объективных и правильных способов. Также, все способы практической психологии возможно подразделить на две многочисленные группы: способы, используемые для сбора первичных данных и способы, используемые для предстоящей их обработки.

Рассмотрим подробнее основные способы практической психологии, используемые с целью сбора первичных данных.

Наблюдение как способ практической психологии имеет пара вариантов: внешнее (т. е. наблюдение со стороны), внутреннее (т. е. самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее. Наблюдение как способ есть чуть ли не самым (если не считать тестирование и опрос) распространенным. Благодаря ему исследователь может взять достаточно подробную и точную данные об исследуемом человеке.

Внешнее наблюдение – это метод сбора информации о поведении человека методом прямого наблюдения за ним со стороны. Данный вариант наблюдения менее субъективен, нежели самонаблюдение. В большинстве случаев данный способ используется в тех случаях, в то время, когда замечаемые черты характера либо способности человека возможно с легкостью выделить из общей суммы качеств.

Внутреннее наблюдение, либо самонаблюдение, используется тогда, в то время, когда перед исследователем стоит задача изучить интересующее его явление в т. н. чистом виде, т. е. как оно представлено в его сознании. В рамках внутреннего наблюдения психолог следит за собственными эмоциями, мыслями, переживаниями, образами либо пользуется подобными данными, информируемыми ему другими людьми, каковые выполняют самонаблюдение по его заданию и четко созданному замыслу фиксирования данных.

Внутреннее наблюдение – сложный, максимально субъективный способ изучения личности человека. И оно незаменимо в тех случаях, в то время, когда отсутствуют качественные и точные внешние показатели исследуемого явления. Время от времени внутреннее наблюдение выступает единственным доступным и вероятным способом сбора психологических данных.

Свободное наблюдение как способ сбора психологических информации о человеке характеризуется следующими чертами. Оно не имеет строгих, заблаговременно установленных рамок, программы и процедуры его проведения. В ходе яркого наблюдения либо в зависимости от желания наблюдателя может изменяться объект наблюдения либо его предмет. Свободное наблюдение есть незаменимым в том случае, если нереально определить, что направляться замечать, и показатели изучаемого явления и его прогнозируемый финал.

Стандартизированное наблюдение, в отличие от свободного, заблаговременно строго распланировано и четко ограничено в плане того, что будет наблюдаться. Оно проводится по определенной и предварительно продуманной программе, строго направляться ей, независимо от того, что происходит в ходе самого наблюдения с объектом либо субъектом наблюдения. Стандартизированное наблюдение целесообразнее всего проводить тогда, в то время, когда исследователь располагает правильными и точными данными об исследуемом явлении и в состоянии спрогнозировать поведение исследуемого, и приблизительные результаты наблюдения.

Стороннее, либо невключенное наблюдение не подразумевает личного участия психолога в изучаемых им процессах либо явлениях.

Области применения способа включенного наблюдения – неспециализированная, возрастная, педагогическая и социальная психология. При подключенном наблюдении психолог есть ярким участником в том явлении, изучением которого он занимается. Существует пара вариантов включенного наблюдения. К примеру, в случае если психолог занимается изучением межличностных взаимоотношений между людьми, он может включиться сам в общение с замечаемыми им особами и одновременно с этим не заканчивать наблюдения за складывающимися между ними отношениями, и между ним и замечаемыми. Способ включенного наблюдения подходит только в том случае, если психологу не под силу оценить и проанализировать то либо иное явление, не прочувствовав и не пропустив его через себя. Но в следствии личного участия исследователя и возможности оказания им определенного влияния на ход той либо другой ситуации происходит некоторое искажение финала ситуации, а конечные результаты будут носить субъективный отпечаток. В случае если существует возможность для того чтобы нарушения, то лучше обратиться к стороннему наблюдению, талантливому более объективно делать выводы о замечаемом либо каком или другом явлении.

Опрос представляет собой способ, в ходе которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. У способа опроса имеется пара вариантов: устный, письменный, вольный, стандартизированный. Равно как и способ наблюдения, опрос имеет ряд преимуществ и недостатков.

Устный опрос целесообразнее проводить в том случае, если нужно вести учет поведения и реакций опрашиваемого человека. Ответы испытуемого напрямую зависят от личности психолога, его опытной подготовки, и от личных изюминок испытуемого. Проведение опроса требует особого обучения и подготовки, определенных временных затрат, но разрешает глубже проникнуть в психологию человека, нежели письменный опрос.

Письменный опрос эргономичнее в том случае, если изначально требуется охватить много людей. Его наиболее распространенной формой есть анкета. Проведение письменного опроса не требует дополнительного особого обучения и невольного участия самого исследователя. Но данный факт и есть главным недостатком методики, т. к. используя анкету, нереально заблаговременно учесть реакции отвечающего на содержание вопросов, манеру отвечать и прочую сопутствующую данные.

Вольный опрос есть разновидностью устного либо письменного опроса и характеризуется тем, что список задаваемых вопросов и вероятных на них ответов не имеет ограничения. Плюсом данного типа опроса считается возможность произвольно поменять тактику изучения, содержание задаваемых вопросов, и получать нестандартные ответы.

Самые популярные психологические тесты

Что касается стандартизированного опроса, то он более экономичен по времени и материальным затратам, нежели вольный опрос. Это достигается за счет того, что вопросы и темперамент предполагаемых ответов на них выяснены заблаговременно и ограничены достаточно узкими рамками.

Опыт как способ психологического изучения характеризуется тем, что в нем целенаправленно и продуманно создается такая неестественная обстановка, в которой разглядываемое свойство выделяется, анализируется и оценивается оптимальнее . Психологи выделяют две разновидности опыта: естественный и лабораторный.

Различие между естественным и лабораторным опытами заключено в определенных условиях, в то время, когда изучается поведение человека либо проявляются те либо иные качества его характера. Условия проведения опыта смогут быть отдалены либо, напротив, максимально приближены к действительности. Естественный опыт проводится, по большей части, в простых жизненных условиях. В этом случае экспериментатор фактически не вмешивается в естественный движение событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.

Данные, получаемые в следствии естественного опыта, наиболее точно соответствуют обычному жизненному поведению того либо иного человека. Но наряду с этим они не всегда являются правильными из за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных посторонних факторов на изучаемое свойство людской личности. Лабораторный опыт подразумевает создание некоей неестественной ситуации, в которой, согласно точки зрения экспериментатора, изучаемое свойство легче всего возможно пронаблюдать и проанализировать. Результаты, получаемые по окончании лабораторного опыта, в отличие от естественного, характеризуются точностью, но уступают в степени естественности.

Главное преимущество опыта содержится в том, что он разрешает надежнее, нежели все остальные способы, сделать выводы о обстоятельствах связи исследуемого явления с другими. Не обращая внимания на это основное преимущество, опыт как способ изучения в психологии употребляется реже всего. Это напрямую связано с тем, что организовать и провести отвечающий всем требованиям опыт на практике достаточно не легко. Исходя из этого перед началом применения в своей работе опыта нужно пройти особое обучение.

Моделирование как способ изучения личности используется в том случае, в то время, когда изучение какого именно или явления уже известными несложными способами (такими, как наблюдение, опрос, тестирование) затруднено. В данной ситуации прибегают к созданию т. н. неестественной модели изучаемого явления. На данной модели его подробно исследуют и делают выводы о его происхождении и фундаментальных законах его функционирования.

Тестирование как способ психологического изучения личности осуществляется по средством тестов. Используя тесты, возможно взять достаточно правильную качественную либо количественную чёрта изучаемого явления. От других способов сбора информации в психологии тест выгодно отличается тем, что в базе его лежит четкая процедура сбора и обработки первичных данных. К разнообразным тестам прибегают в том случае, если требуется изучить либо сравнить психологию разных групп людей, дать дифференцированные и сопоставимые оценки. Существует пара вариантов тестов: тест опросник, тест задание, проективный тест.

Тест опросник представляет собой систему заблаговременно продуманных, шепетильно подобранных и проверенных с позиций их надежности вопросов, по ответам на каковые возможно делать выводы о психологических качествах того либо иного человека.

В тестах заданиях испытуемому предлагается выполнить серию особых заданий, по результатам которых и делают выводы о наличии либо отсутствии у человека определенного качества характера. Эти два варианта теста применимы к полностью различным группам людей. Различия смогут быть в возрасте, профессии, принадлежности к культурам и др.

Значительным недостатком данного способа изучения личности есть то, что испытуемый может сознательно воздействовать на результаты, тем самым исказив представления о себе. Это вероятно в том случае, если испытуемый хорошо знаком со структурой предлагаемого теста либо методом оценивания его результатов. Кроме этого, тест опросник и тест задание нереально применить тогда, в то время, когда изучению подлежат такие характеристики и психологические свойства, о существовании которых испытуемый и не подозревает.

В этих обстоятельствах используют третий тип – проективные тесты. Тут в базе лежит механизм проекции. В соответствии с этому механизму испытуемый как бы приписывает неосознаваемые им личные качества, особенно недостатки, другим людям. В рамках проективного теста психолог вводит испытуемого в мнимую, сюжетно неизвестную обстановку, которую нужно произвольно трактовать. К примеру, разглядывая картины, на которых изображены люди, занятые неизвестным либо непонятным со стороны занятием, испытуемый должен высказать предположение, что делают эти люди, выстроить прогноз их предстоящей деятельности, продолжить начатый диалог и т. п. А после этого на основании содержательной интерпретации ответов они делают выводы фактически о психологии отвечающих. Проективные тесты более подходят для взрослых, в то время как тесты задания и тесты опросники – для детей и подростков. Использование проективных тестов требует со стороны психолога высокой опытной квалификации и особой подготовки.

Итак, тестирование есть самым несложным и универсальным способом изучения личности. Его может проводить как и опытный психолог (к примеру, проективные тесты, тесты здания), так и человек, не имеющий к психологии никакого отношения, но желающий приобретать знания о себе самом либо об окружающих (к примеру, тест опросник).

Не считая вышеперечисленных способов, предназначенных для сбора первичной информации о личности, в психологии активно используются разные методы и приемы обработки этих данных для получения вторичных результатов. Под вторичными результатами принято понимать факты и выводы, вытекающие из переработанной первичной информации. Для данной цели применяют разнообразные способы математической статистики и качественного анализа. Без них нереально взять точную данные об изучаемых явлениях.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЛИЧНОСТИ

Изучения людской личности имеют продолжительную и необычную историю. Психология личности начала считаться экспериментальной наукой лишь в первые десятилетия XX в. Ее становление как науки напрямую связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл. Но теоретические исследования психологии личности велись в течении многих лет задолго до момента провозглашения психологии личности экспериментальной наукой. Следовательно, в истории данной науки возможно выделить 3 основных периода: философско литературный, клинический и фактически экспериментальный.

Философско литературный период берет свое начало в глубокой древности. Вопросы изучения личности человека поднимались еще в письменных источниках, которыми владел древнегреческим философам, и датированы последними столетиями до н. э. Так, в трактате О душе древнегреческого философа Аристотеля разъяснялись многие из тех явлений, каковые изучаются в современной психологии личности. Не обошел стороной эту тему в своих трактатах и другой, не меньше узнаваемый философ той эры – Платон. Индивидуальность, темперамент, черты характера, способности и возможности человека – вот неполный список явлений, осознать и осмыслить каковые пробовали древнегреческие литераторы.

В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности наровне с философами и писателями заинтересовались доктора психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью и поведением больных в клинических условиях. Данный период взял наименование клинического периода. С целью немного поднять завесу таинственности над людской личностью как такой доктора шепетильно изучали историю жизни и болезни своих больных, ища в них ответы на волнующие их вопросы. Неоценимый вклад в развитие психологии личности того времени внесли Д. Гартли, Ч. Белл, Ф. Мажанди, И. М. Сеченов и кое-какие др.

Самые популярные психологические тесты

Экспериментальный период в изучениях личности совпал по времени с неспециализированным кризисом психологической науки в связи с господствовавшим в нем анатомическим подходом. Другими словами все явления и черты характера человека рассматривались лишь с позиций определенного строения и изюминок функционирования центральной нервной системы. В следствии для того чтобы подхода человек был представлен совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых нереально было делать выводы о его личности в целом. Исходя из этого один из т. н. пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кетелл, сравнил обстановку, сложившуюся в психологии личности, с постановкой трагедии Гамлет В. Шекспира без самого принца датского.

Для развития психологии личности как независимой науки в то время было нужно использование в своих изучениях более правильных и надежных способов, и применение научного опыта, отвечающего всем требованиям, принятым при изучении разных свойств личности. Помимо этого, пора было перейти от изучения личности со всевозможными патологиями к изучению здоровой личности. Этим и занялись Г. Айзенк, Р. Кетелл, а в России – А. Ф. Лазурский.

Заслугой А. Ф. Лазурского есть то, что он создал технику и методику выведения систематических научных наблюдений личности. Кроме этого, он создал процедуру проведения естественного опыта, из-за которого исследователю возможно было получать и обобщать данные, касающиеся поведения здоровой личности.

Г. Айзенком была создана система способов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из различных источников. В следствии таковой обработки стало вероятным выделить наиболее распространенные и лично устойчивые черты. Воспользовавшись открытиями Айзенка, ученый Р. Кетелл придал изучениям личности экспериментальный темперамент. Он ввел в процедуру аналогичного изучения личности способ факторного анализа, выделил и выяснил ряд реально существующих черт личности. Он же заложил фундамент современной тестологии личности, создав один из первых личностных тестов, названных его именем.

в течении многих лет ученые не могли сформулировать емкого и одновременно четкого и несложного определения понятия личность. Наконец, то, что внес предложение Г. Оллпорт, было признано наиболее успешным: Личность имеется прижизненно формирующаяся лично необычная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется необычное для данного человека мышление и поведение. Потом он вместе с Р. Кеттелом заложил фундамент новой теории личности, взявшей наименование теории линия. В соответствии с данной теории, люди отличаются друг от друга по комплекту и степени развитости у них отдельных независимых линия. Описание целостности личности в рамках теории линия возможно взять на базе тестологического обследования (т. е. при помощи тестов). Метод оценивания черт личности основан на выборе из перечня слов понятий, благодаря которым оценивается личность. Вторым методом оценки черт личности есть применение сложного способа современной статистики. При помощи данного способа Кеттел распознал 16 разных личностных линия. На базе этого экспериментально распознанного комплекта он выстроил 16 факторный личностный опросник.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, каковые задаются испытуемым. Они со своей стороны дают утвердительные либо отрицательные ответы. Потом ответы группируются в соответствии со методом обработки результатов (ключом), и определяется выраженность того либо иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается т. н. личностный профиль испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Не обращая внимания на внешнюю простоту и емкость данной теории, она все же имеет большие недочёты. Комплект личностных линия зависит от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу.

Исследователи, пользуясь разными исходными данными, получают, соответственно, разные перечни факторов. Помимо этого, их мнения по поводу того, каков должен быть комплект личностных линия, расходятся. Кое-какие из них уверены в том, что для полной психологической характеристики личности достаточно иметь всего лишь 5 линия, а другие, напротив, утверждают, что для этого мало и 50. Кроме этого, на базе знания личностных линия выяснилось фактически неосуществимым примерно угадать поведение человека кроме того в тех обстановках, каковые по смыслу связаны с распознанными чертами. Как впоследствии узнали психологи, поведение человека сильно зависит не только от наличия определенных черт характера, но и от изюминок самой ситуации, дополнительных условий. Но все же, не обращая внимания на значительные недостатки теории линия Оллпорта и Кеттела, она была первой и стала отправной точкой для многих последующих.

Большой вклад в развитие психологии личности внес З. Фрейд. Он создал психоаналитическую теорию личности, которая охватывает всю жизнь человека и применяет для описания его личности внутренние психологические свойства, прежде всего – его потребности и мотивы. Структура личности, согласно точки зрения Фрейда, имеет три основных составляющих: Оно, Я и Сверх Я. Под Оно ученый подразумевал глубинные влечения, мотивы и потребности, т. е. все бессознательное в человеке. Оно действует в соответствии с т. н. принципом наслаждения. Я – это сознание, ориентирующееся на принцип действительности. Сверх Я представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне и руководствуется совершенными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Самые популярные психологические тесты

Оно, по теории самого Фрейда, есть продуктом, унаследованным человеком от животных, либо, в концепциях неофрейдистов, результатом неблагоприятно сложившегося опыта жизни. Я – восприятие и оценка человеком самого себя. Сверх Я – это результат действия общества на сознание и подсознание человека, принятие им тех либо иных норм и ценностей публичной морали. Главным источником формирования Сверх Я личности являются люди, с которыми человек вступал в долгое общение (к примеру, родители, учителя, воспитатели и др.), индивидуальные контакты, и произведения искусства и литература.

Влечения и мотивы, идущие от Оно, значительно чаще будут в состоянии конфликта с тем, что содержится в Сверх Я. Несоответствие этих двух составляющих личности разрешается посредством Я – сознания, которое в соответствии с принципом действительности пробует примирить конфликтующие стороны. В случае если импульсы от Оно не удовлетворяются, они дают о себе знать в снах, шутках, поведении человека и др. В теории личности, по Фрейду, имеется пара недостатков. Это – крайняя биологизация человека, заключающаяся в объяснении мотивов социального поведения человека лишь с позиций биологических потребностей, унаследованных им еще от животных. Помимо этого, не все выводы и предположения Фрейда можно считать подлинными, т. к. многие из них не хватает обоснованы. И все же не следует умалять действительных заслуг Фрейда и его последователей в разработке психологической теории личности.

Самые популярные психологические тесты

К. Юнг ввел в научный оборот представление о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Интровертированной личности характерна обращенность как бы в себя в отыскивании обстоятельств, растолковывающих совершаемые ею поступки. Экстравертированная личность откликается на каждые внешние действия, и как раз в них он видит обстоятельства того либо иного поведения. Обе тенденции в определенной степени присутствуют в каждом человеке, но одна из них все же преобладает. В соответствии с этим предположением, одних людей нарекли интровертами, а других – экстравертами. Понятия экстраверсия и интроверсия частенько употребляются в практической психологии и включены в базу самых разнообразных тестов.

Помимо этого, Юнг внес предложение одну из наиболее увлекательных типологий личности, поделив людей на пара типов: мыслительный, эмоциональный, сензитивный. Он ввел и такое понятие, как индивидуальность.

В русле гуманистической психологии, разглядывающей и заостряющей прежде всего внимание на том, как человек принимает, понимает и растолковывает настоящие события своей жизни, занимательна теория личности американского психолога К. Роджерса. Роджерс исходил из того, что любой человек в той либо другой степени пытается к самосовершенствованию. Центральным понятием данной теории есть понятие Я, включающее в себя идеи, цели и ценности, в рамках которых человек намечает возможности собственного развития. Образ Я складывается в следствии определенного личного жизненного опыта. По Роджерсу, Я концепция возможно положительной, противоречивой (амбивалентной) и отрицательной. Человек с положительной Я концепцией принимает окружающую действительность в противном случае, чем человек с амбивалентой либо отрицательной. Одновременно с этим Я концепция может неверно отражать действительность, быть искаженной либо кроме того вымышленной. Степень удовлетворенности человека жизнью сильно зависит от того, в какой мере настоящее Я и совершенное Я согласуются между собой.

Концепция А. Маслоу как бы вытекает из теории личности К. Роджерса. В базе концепции Маслоу лежит такое понятие, как самоактуализация личности. Как раз ее он считает основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, характеризуется активным восприятием действительности и свойством хорошо ориентироваться в ней, принятием себя и других людей такими, какие конкретно они имеется, развитыми творческими свойствами, свойством к глубокому пониманию жизни, приложением максимума усилий с целью достижения поставленных целей и др.

В отечественной психологии солиднейший вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Опираясь на ряд понятий, выведенных Л. С. Выготским, Божович в своей теории личности смогла продемонстрировать, как формируется у ребенка определенный взор на мир, который взял наименование внутренняя позиция. Это понятие она включила в список основных черт личности.

А. Н. Леонтьеву принадлежит одна из самых успешных концепций структуры и развития личности. Центральное место в ней отведено понятию деятельность. Как и Божович, основной чёртом личности Леонтьев считал мотивационную сферу личности.

Пара слов направляться сказать о теории формирования и развития личности, выдвинутой американским психологом Э. Эриксоном. Процесс становления личности Эриксон воображает как неизменно сменяющие друг друга этапы. На каждом из них происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение, время от времени радикальное, его взаимоотношений с окружающими. Человек, формируясь и развиваясь как личность, получает не только положительные, но и отрицательные качества. Они появляются лишь в том случае, если были прочно усвоены все прошлые. Эриксон выделил 8 стадий развития личности.

С позиций современной психологии теория формирования и развития личности Эриксона неповторима, но содержит ряд неточностей. Сейчас они корректируются специалистами, и сама теория получает именно поэтому иные очертания.

Психология личности как один из разделов психологии впитала в себя труды множества ученых и исследователей. Но и по сей день интерес к ней не ослабевает. Но в случае если десятилетия назад проблемами личности занимались только эксперты, то в настоящее время любой человек (будь то девочка ребёнок, служащий банка, преподаватель в школе, любящая мать) может очень многое определить о себе и своих родных через тесты и методики, намерено созданные для данной цели.