Упражнения на развитие воображения

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Но эти особенности представлений смогут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям есть систематическое упражнение данной способности. В ходе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания возможно развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

Упражнения на развитие воображения

К. С. Станиславский обратил внимание на то, что успех либо неудача работы актера над образом зависит от его способности владеть представлениями, связанными с исполняемой в пьесе ролью. Дабы удачно изобразить роль, актер должен войти в систему представлений, каковые связаны с характером изображаемого лица, он должен в течение всего того времени, пока находится на сцене, держать себя в круге как раз этих, а не каких-либо других представлений. Все его поведение на сцене — и мимика лица, и походка, и другие движения — должно исходить не из привычных для него самого (как конкретной личности) представлений, а из представлений о том, как все это сделал бы изображаемый им персонаж пьесы. Умелый актер в течение всего акта удерживает требуемые представления при помощи волевого сосредоточения внимания, к которому он приучил себя.

Ключевую роль в развитии воображения играются следующие приемы:

Упражнения на развитие воображения

а) всемерное повышение запаса представлений, поскольку деятельность воображения может удачно протекать лишь на базе бессчётных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности небольшой запас представлений ведет к бедности воображения. Напротив, богатство представлений открывает много возможностей для плодотворной деятельности воображения;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на мнимом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, воображать его себе не как-нибудь, не по большому счету, не примерно, а во всех деталях и подробностях, каковые его характеризуют: мнимые объекты и образы рисуются нам не смотря на то, что и вне нас, но все же они предварительно появляются в нас, в нашем воображении и памяти, — говорит Станиславский;

Упражнения на развитие воображения

в) развитие способности инициативного воображения. Нужно руководить развитием воображения так, дабы в ходе воображения неизменно стояла определенная и ясная цель, дабы результаты процесса воображения постоянно проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, в то время, когда, из-за чего, для чего и т. д.;

г) активная помощь со стороны. в то время, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

Упражнения на развитие воображения

д) систематическое упражнение способности воображения в ходе активной творческой работы. Не нужно упускать ни одного случая, в котором имели возможность бы с пользой применить свое творческое воображение. В следствии таковой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (живописцы, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и начинается свойство воображения в ходе активного его применения в той либо другой практической деятельности.